Позднее Ctrl + ↑

Запуск процессов по внешним запросам

В последнем обновлении Бипиума, выпущенном в начале декабря, мы добавили 2-й тип событий для запуска процессов — внешние запросы. Бипиум научился принимать любые веб-запросы с произвольной структурой параметров, и запускать на эти запросы процессы, которые могут обработать данные и вернуть результат инициатору запроса. fb_processes_scheme

Как применить

Заявки с сайта. Посетитель вашего сайта заполняет форму, например, форму заказа или заявки на обратный звонок. Эти данные сайт отправляет в Бипиум, который запустит процесс, передав эти данные. Процесс обработает полученные данные и, например, сохранит их в каталоге заказов. Обработка вебхуков других сервисов. Многие сервисы в интернете: профессиональные сервисы, бухгалтерские сервисы,  соцсети и месенджеры имеют собственное API. Это значит, что другая система может обращаться к ним для получения или изменения данных. Помимо API многие сервисы имеют механизм вебхуков — это когда сам сервис отправляет какие-то данные внешним системам: например сигнал о новом сообщении, изменении данных или сформированном счете. Все сервисы отправляют данные в уникальном для них формате. Бипиум может получать такие запросы и обрабатывать любые полученные данные.

Как настроить

Бипиум позволяет создать множество точек приему внешних запросов, на каждую точку он запускает свой сценарий.
  1. В разделе «Управление» в каталоге «Сценарии» создайте новый сценарий, который будет обрабатывать полученные данные.
  2. В разделе «Управление» в каталоге «Внешние запросы» создайте новую запись. Укажите адрес точки приема запросов и выберите созданный сценарий, который будет запускаться при входящем запросе.

Какие данные получает процесс

Процесс получает все данные входящего HTTP-запроса:
  • Метод запроса (GET, POST, PATCH,...)
  • GET-параметры запроса, переданные в URL (?param=value)
  • Заголовки HTTP-запроса (Headers)
  • Куки (Cookies)
  • POST-параметры
Для удобства все данные процесс получает в виде отформатированных объектов.

Какие данные процесс возвращает запросу

Процесс формирует ответ на запрос, который возвращается инициатору (сайту или внешней системе). Процесс может вернуть:
  • Код ответа (200, 404 или любой другой)
  • Заголовки HTTP-ответа (Headers)
  • Тело ответа (Body)
Подробнее о схеме работы читайте в документации в статье «Внешние запросы».
2017  

Запуск процессов по внешним запросам

В последнем обновлении Бипиума, выпущенном в начале декабря, мы добавили 2-й тип событий для запуска процессов — внешние запросы.

Бипиум научился принимать любые веб-запросы с произвольной структурой параметров, и запускать на эти запросы процессы, которые могут обработать данные и вернуть результат инициатору запроса.

Как применить

Заявки с сайта. Посетитель вашего сайта заполняет форму, например, форму заказа или заявки на обратный звонок. Эти данные сайт отправляет в Бипиум, который запустит процесс, передав эти данные. Процесс обработает полученные данные и, например, сохранит их в каталоге заказов.

Обработка вебхуков других сервисов. Многие сервисы в интернете: профессиональные сервисы, бухгалтерские сервисы,  соцсети и месенджеры имеют собственное API. Это значит, что другая система может обращаться к ним для получения или изменения данных. Помимо API многие сервисы имеют механизм вебхуков — это когда сам сервис отправляет какие-то данные внешним системам: например сигнал о новом сообщении, изменении данных или сформированном счете. Все сервисы отправляют данные в уникальном для них формате. Бипиум может получать такие запросы и обрабатывать любые полученные данные.

Как настроить

Бипиум позволяет создать множество точек приему внешних запросов, на каждую точку он запускает свой сценарий.

  1. В разделе «Управление» в каталоге «Сценарии» создайте новый сценарий, который будет обрабатывать полученные данные.
  1. В разделе «Управление» в каталоге «Внешние запросы» создайте новую запись. Укажите адрес точки приема запросов и выберите созданный сценарий, который будет запускаться при входящем запросе.

Какие данные получает процесс

Процесс получает все данные входящего HTTP-запроса:

  • Метод запроса (GET, POST, PATCH,...),
  • GET-параметры запроса, переданные в URL (?param=value),
  • Заголовки HTTP-запроса (Headers),
  • Куки (Cookies),
  • POST-параметры.

Для удобства все данные процесс получает в виде отформатированных объектов.

Какие данные процесс возвращает запросу

Процесс формирует ответ на запрос, который возвращается инициатору (сайту или внешней системе). Процесс может вернуть:

  • Код ответа (200, 404 или любой другой),
  • Заголовки HTTP-ответа (Headers),
  • Тело ответа (Body).

Подробнее о схеме работы читайте в документации в статье «Внешние запросы».

2017  

Конструктор бизнес-процессов — главная возможность нового Бипиума

Приглашаем вас оценить новую версию платформы Бипиум. Как мы обещали, наиболее заметное обновление коснулось интерфейса. Но внешними изменениями дело не ограничилось. Самая главная и ожидаемая доработка платформы — конструктор бизнес-процессов. script

В основе всего графический редактор

Для описания бизнес-процессов используются системы условных обозначений — нотации. В Бипиуме графический редактор процессов построен на основе нотации BPMN 2.0. Это самая распространенная нотация на рынке BPM-систем. Сценарий процесса состоит из связанных между собой элементов управления: событий, действий и ветвления.

Наш взгляд на процессный подход

Внедрение процессного подхода — хороший способ навести порядок в бизнесе. Но сделать этот шаг мешает ряд причин. Нет времени разрабатывать пакет регламентов и инструкций. Нет возможности внедрить длинный процесс, с большим числом веток, и потом не отступать от него. Поэтому процессы в Бипиуме строятся иначе, чем в классических BPM-решениях.Мы стараемся сделать процессный подход ближе и понятнее большинству предпринимателей.

Реактивные бизнес-процессы в Бипиуме

Каждый процесс представляет собой длинную последовательность действий. Бипиум предлагает декомпозировать его на набор коротких реакций на события. Эти реактивные процессы можно перенастраивать без ущерба большому процессу. Разработку документов на бумаге, заменяет четкая структура данных, которая для каждой компании создается индивидуально. script-request

События

В Бипиуме три вида событий, на которые реагируют процессы:
  • изменение данных в системе (создание, редактирование и удаление записей);
  • события по расписанию (в понедельник в 10:00 рассылка);
  • внешние запросы (пришел счет из 1С или уведомление с сайта).

Процессы автоматически изменяют данные

Процессы умеют изменять данные, которые есть в системе. Например, при заведении клиента, автоматически назначить менеджера и установить дату следующего контакта.

Процессы делают запросы внешним системам

С помощью реактивных процессов можно автоматически запрашивать счет у 1С при регистрации заявки в CRM, поддерживать взаимодействие с коммуникационными сервисами: почтой, мессенджерами и социальными сетями.

Бесплатно до конца 2017 года

Конструктор бизнес-процессов доступен бесплатно до конца 2017 года. Чтобы создать сценарий процесса нужно зайти в каталог «Сценарии» в разделе «Управление». Дальше эту возможность вы сможете приобрести дополнительно к базовой информационной системе (как сейчас модули «Отчеты» и «Телефония»). Документация по бизнес-процессам.
2017  

Конструктор бизнес-процессов — главная возможность нового Бипиума

Приглашаем вас оценить новую версию платформы Бипиум. Как мы обещали, наиболее заметное обновление коснулось интерфейса. Но внешними изменениями дело не ограничилось. Самая главная и ожидаемая доработка платформы — конструктор бизнес-процессов.

В основе всего графический редактор

Для описания бизнес-процессов используются системы условных обозначений — нотации. В Бипиуме графический редактор процессов построен на основе нотации BPMN 2.0. Это самая распространенная нотация на рынке BPM-систем. Сценарий процесса состоит из связанных между собой элементов управления: событий, действий и ветвления.

Наш взгляд на процессный подход

Внедрение процессного подхода — хороший способ навести порядок в бизнесе. Но сделать этот шаг мешает ряд причин. Нет времени разрабатывать пакет регламентов и инструкций. Нет возможности внедрить длинный процесс, с большим числом веток, и потом не отступать от него. Поэтому процессы в Бипиуме строятся иначе, чем в классических BPM-решениях.Мы стараемся сделать процессный подход ближе и понятнее большинству предпринимателей.

Реактивные бизнес-процессы в Бипиуме

Каждый процесс представляет собой длинную последовательность действий. Бипиум предлагает декомпозировать его на набор коротких реакций на события. Эти реактивные процессы можно перенастраивать без ущерба большому процессу. Разработку документов на бумаге, заменяет четкая структура данных, которая для каждой компании создается индивидуально.

События

В Бипиуме три вида событий, на которые реагируют процессы:

  • изменение данных в системе (создание, редактирование и удаление записей),
  • события по расписанию (в понедельник в 10:00 рассылка),
  • внешние запросы (пришел счет из 1С или уведомление с сайта).

Процессы автоматически изменяют данные

Процессы умеют изменять данные, которые есть в системе. Например, при заведении клиента, автоматически назначить менеджера и установить дату следующего контакта.

Процессы делают запросы внешним системам

С помощью реактивных процессов можно автоматически запрашивать счет у 1С при регистрации заявки в CRM, поддерживать взаимодействие с коммуникационными сервисами: почтой, мессенджерами и социальными сетями.

Бесплатно до конца 2017 года

Конструктор бизнес-процессов доступен бесплатно до конца 2017 года. Чтобы создать сценарий процесса нужно зайти в каталог «Сценарии» в разделе «Управление». Дальше эту возможность вы сможете приобрести дополнительно к базовой информационной системе (как сейчас модули «Отчеты» и «Телефония»).

Документация по бизнес-процессам.

2017  

Обновленный интерфейс: просторнее и функциональнее

В октябре выйдет новая версия Бипиума. В ней появится графический редактор для настройки бизнес-процессов и более гибкая правовая политика, но самое заметное изменение — новый интерфейс, разработанный с учетом пожеланий клиентов и партнеров. first-img

Больше рабочего пространства

Основа нашей платформы — каталоги для работы с данными. Поэтому мы нашли для них больше места, чем в предыдущей версии. Вы видите на экране больше информации о записях, не используя скролл.  

Новое расположение разделов, каталогов и фильтров

Выиграть больше места для записей получилось за счёт левой панели. В прошлой версии там была представлена навигация по каталогам и разделам (группам каталогов), а также панель фильтров. В новой версии каталоги и фильтры остались слева. Теперь их можно сворачивать, раскрывать и закреплять при помощи курсора. Разделы переехали в верхнее меню. second-img

Можно отрегулировать размер карточки

Карточка в Бипиуме  — это объект, где отображается содержимое одной строки каталога и связанные данные из других каталогов. Например, карточка клиента, карточка заказа, карточка проекта. Для удобства работы размеры карточки можно отрегулировать мышкой и растянуть её почти на весь экран.

Фокус на данные

Чтобы улучшить визуальное восприятие, мы оптимизировали цвета. Цветовая гамма Бипиума стала чище и светлее, а главный фокус направлен на данные. По-новому выглядит дизайн истории изменений. Он лучше структурирован и удобен для чтения.  

Главная задача нового интерфейса

Все, что сделала команда Бипиума к выходу новой версии, поможет вам работать лучше и комфортнее, но самое интересное впереди. Обновленный интерфейс рассчитан на дальнейшее развитие платформы. Именно в нём вы скоро увидите календарь и динамические карточки, интерфейс которых меняется в зависимости от данных.
2017  

Обновленный интерфейс: просторнее и функциональнее

В октябре выйдет новая версия Бипиума. В ней появится графический редактор для настройки бизнес-процессов и более гибкая правовая политика, но самое заметное изменение — новый интерфейс, разработанный с учетом пожеланий клиентов и партнеров.

Больше рабочего пространства

Основа нашей платформы — каталоги для работы с данными. Поэтому мы нашли для них больше места, чем в предыдущей версии. Вы видите на экране больше информации о записях, не используя скролл.

Новое расположение разделов, каталогов и фильтров

Выиграть больше места для записей получилось за счёт левой панели. В прошлой версии там была представлена навигация по каталогам и разделам (группам каталогов), а также панель фильтров. В новой версии каталоги и фильтры остались слева. Теперь их можно сворачивать, раскрывать и закреплять при помощи курсора. Разделы переехали в верхнее меню.

Можно отрегулировать размер карточки

Карточка в Бипиуме  — это объект, где отображается содержимое одной строки каталога и связанные данные из других каталогов. Например, карточка клиента, карточка заказа, карточка проекта. Для удобства работы размеры карточки можно отрегулировать мышкой и растянуть её почти на весь экран.

Фокус на данные

Чтобы улучшить визуальное восприятие, мы оптимизировали цвета. Цветовая гамма Бипиума стала чище и светлее, а главный фокус направлен на данные. По-новому выглядит дизайн истории изменений. Он лучше структурирован и удобен для чтения.

Главная задача нового интерфейса

Все, что сделала команда Бипиума к выходу новой версии, поможет вам работать лучше и комфортнее, но самое интересное впереди. Обновленный интерфейс рассчитан на дальнейшее развитие платформы. Именно в нём вы скоро увидите календарь и динамические карточки, интерфейс которых меняется в зависимости от данных.

2017  

История создания интерфейса Bpium 2.0

Первая версия Бипиума выглядела так: 0  

Задача: увеличить рабочую зону

Зарождение идеи — надо перенести разделы вверх, чтобы сократить размер меню: 1   А что если и каталоги тоже перенести вверх: 2   Дальше начался долгий этап поиска оптимального расположения навигации и данных: animate1   Выбор был остановлен на варианте с горизонтальным расположением разделов и каталогов: 9 Это решение было выпущено в первой альфа-версии, которая попала на тестирование близким партнерам. Тестирование показало, что горизонтальное расположение каталогов оказалось непривычно и неудобно в работе. Перегруженность элементов навигации сверху приложения часто приводила к ошибкам. Слишком слабый контраст между навигацией и данными не помогал сфокусироваться на работе с информацией — главной задаче Бипиума.  

Второй подход

Появилась идея вернуть каталоги в левое меню в свернутом виде. Заодно уйти от активного желтого выделения шапки таблицы и заголовков секций в карточке: 10   Вторая идея — объединить навигацию в отдельный от информации слой. Работа с данными сгруппирована в отдельное окно, которое лежит на рабочей области с навигацией: 11   Третья идея напросилась сама — вернуть привычный фон Бипиума. Фаталити — сделать панель фильтров сворачиваемой. 12 Так, пройдя круг, мы вернулись к привычному на первый взгляд виду, но имеющему на 40% большую рабочую зону.  

Итог

Было / Стало (реальное приложения, не прототип): small_1_animate
2017  

История создания интерфейса Bpium 2.0

Первая версия Бипиума выглядела так:

Задача: увеличить рабочую зону

Зарождение идеи — надо перенести разделы вверх, чтобы сократить размер меню:

А что если и каталоги тоже перенести вверх:

Дальше начался долгий этап поиска оптимального расположения навигации и данных.

Выбор был остановлен на варианте с горизонтальным расположением разделов и каталогов:

Это решение было выпущено в первой альфа-версии, которая попала на тестирование близким партнерам. Тестирование показало, что горизонтальное расположение каталогов оказалось непривычно и неудобно в работе. Перегруженность элементов навигации сверху приложения часто приводила к ошибкам. Слишком слабый контраст между навигацией и данными не помогал сфокусироваться на работе с информацией — главной задаче Бипиума.

Второй подход

Появилась идея вернуть каталоги в левое меню в свернутом виде. Заодно уйти от активного желтого выделения шапки таблицы и заголовков секций в карточке:

Вторая идея — объединить навигацию в отдельный от информации слой. Работа с данными сгруппирована в отдельное окно, которое лежит на рабочей области с навигацией:

Третья идея напросилась сама — вернуть привычный фон Бипиума.
Фаталити — сделать панель фильтров сворачиваемой.

Так, пройдя круг, мы вернулись к привычному на первый взгляд виду, но имеющему на 40% большую рабочую зону.

Было / Стало (реальное приложения, не прототип).

2017  

Система управления автопарком на Бипиуме: от идеи, до выхода на рынок

  taxi_star_wars Компания «Современные системы автоматизации» построила на Бипиуме систему управления автопарком «Таксиум». Решение предназначено для автопарков, сдающих автомобили в аренду таксистам. С его помощью автопарки наводят порядок во взаимоотношениях с арендаторами, устраняют причины упущенной выгоды, контролируют состояние машин. Издание о технологиях и бизнесе Rusbase опубликовало материал Романа Рубцова, руководителя проекта «Таксиум», где он рассказал как Бипиум помог довести идею до реализации.

Заказы или машины? Две бизнес-модели такси

Говоря о работе такси, обычно смешивают две самостоятельные бизнес-модели.
  • Первая модель позволяет зарабатывать на заказах. Диспетчер или агрегатор собирает информацию от клиентов и передаёт её водителям. На каких автомобилях будут выполняться заказы для бизнеса несущественно.
  • Во второй модели основой бизнеса является автопарк, который используется для перевозки пассажиров. В этом случае неважно откуда поступает заказ на автомобиль.
Чтобы понять, что это два разных бизнеса, российским таксистам пришлось пережить много перемен. Лет 10-15 назад рынок такси состоял из множества местных игроков. Это были диспетчерские службы без машин или таксопарки со своими машинами и диспетчерами.  
Перемены начались когда рынок заказов поделили между собой крупные федеральные сети «Лидер», «Везёт», «Сатурн» и «Максим». А окончательная трансформация произошла в последние два года, когда в регионы пришла большая тройка онлайн-агрегаторов «Яндекс.Такси», Uber и Gett.
  Работа локальных диспетчерских стала нерентабельной, поскольку львиную долю заказов забирают интернет-агрегаторы и федеральные сети. Отдельные диспетчерские выживают, сократив штат своих операторов и используя услуги аутсорсинговых колл-центров. Думаю, что те из них, кто не набрал больших долгов по кредитам, найдут свою нишу и продолжат работать дальше.  
 

Не выдержал конкуренцию? Давай партнериться

Таксопарки с собственными машинами тоже оказались перед выбором. Часть таксопарков стала партнерами Яндекса и Gett. Но партнерство с агрегаторами означает следование их демпинговой ценовой политике, что уже не один раз было причиной недовольства таксистов. Поэтому многие таксопарки выбрали другой путь — сдачу автомобилей в аренду. В большинстве случаев эти машины остаются в сфере такси. По моей оценке 2/3 клиентов таких автопарков — таксисты. Остальные это службы доставки пиццы и суши, торговые представители и другие арендаторы, чья работа связана с постоянным передвижением по городу. Есть запросы от физических лиц, но, как говорят наши клиенты, они менее интересны.  
Сдавать автомобиль таксисту выгодно, потому что это всегда долгосрочные арендные отношения, машина нужна для работы каждый день, а значит будет меньше простаивать.
  Своя мотивация арендовать автомобиль есть и у таксистов. Если судить по прибыли, то выгоднее работать на своей машине. Средняя стоимость аренды у нас в Томске и в Новосибирске больше 1000 рублей в сутки. В Москве, конечно, дороже, хотя столичные автопарки стараются не завышать цены и привлекают клиентов акциями. Но кроме денег есть другие факторы. Наезжая по 10 000 километров в месяц таксист медленно и верно «убивает» свою машину. Придется брендировать её цветами и логотипом фирмы, а это тоже многим не нравится. Есть чисто психологическая мотивация, что семейную машину нельзя использовать как станок для работы. Если автопарк предлагает автомобили в удовлетворительном состоянии, на газовом топливе, на 12 часов в сутки (а больше работать не хватит сил), то почему бы не попробовать?  
 

Пример цифрового неравенства

Мы пришли в отрасль в 2012 году, когда начали внедрять диспетчерскую программу «Такси-Мастер» в службах такси Томска и Барнаула. Передел рынка происходил на наших глазах, и мы обратили внимание на интересную закономерность. Внимание ИТ-бизнеса к работе с заказами несопоставимо больше, чем к автопаркам. Уже локальные диспетчерские службы успели обзавестись программным обеспечением для приёма, учёта и распределения заказов. Хорошо автоматизированы федеральные сети. Для агрегаторов нового поколения, таких как Яндекс, Uber и Gett, технологии — основа бизнеса. Это готовая цифровая экономика, которая сейчас находится в стадии бурного роста. Выручка только Яндекс.Такси за 2016 год выросла на 27%, а количество поездок на 452%! Ничего подобного нет в автоматизации управления таксопарками, хотя технологии здесь тоже востребованы. Рентабельность сдачи автомобилей в аренду таксистам напрямую зависит от постоянного контроля за состоянием автопарка. На дорогах случаются нештатные ситуации, арендаторы не всегда бывают добросовестными, а техническое состояние отдельных машин оставляет желать лучшего. Чем больше автомобилей, тем больше денег теряет собственник.  
На рынке есть несколько программных продуктов, которыми пользуются самые продвинутые автопарки. Некоторые работают в Excel. Больше половины ведут учёт на бумаге и регулярно несут убытки.
  На практике это выглядит так, что владелец бизнеса спрашивает менеджера: «Маша, сколько нам должен водитель Петров?». Маша открывает папку с кучей расписок. Нужную находит далеко не всегда.  
 

Как из автопарков выжимают максимум

У нас появилось желание создать систему, которая поможет бизнесу выжать из автопарка максимум. Для этого следовало разобраться с основными причинами упущенной выгоды. У наших клиентов накопилось много увлекательных историй. Вместе с ними мы стали находить решения типовых ситуаций. Но как создать продукт, если все ресурсы задействованы на других проектах? Один разработчик и аналитик — большее, что мы могли выделить на этот проект.  
Идею пришлось бы отложить, но через партнёрскую сеть удалось найти выход. Многие клиенты «Такси-Мастер» работали с телефонией Oktell. Через Facebookузнали, что из Oktell выделился проект «Бипиум», у которого есть собственная платформа-конструктор. Попробовали бесплатную лицензию в облаке.
  Первая реакция, когда видишь на мониторе пустое поле без какой-либо структуры, довольно странная, но именно это позволило реализовать наш замысел. Примерно за месяц мы создали все каталоги и справочники для данных, сформировали отчёты по ключевым показателям. Затем познакомились и стали партнёрами с создателями платформы. Над названием думали недолго: если платформа «Бипиум», то пусть продукт будет «Таксиум». Иногда приходилось экспериментировать. Первоначальная структура была в виде путевого листа, который получают таксисты. По реакции пилотных клиентов стало понятно, что мы ошиблись. Путевой лист в отрасли воспринимается лишь как сопроводительный документ, которым занимается бухгалтерия. Никто не будет платить за его электронную версию. Если бы мы писали систему с нуля, на переработку структуры ушли бы недели, но на платформе-конструкторе хватило нескольких дней.  
 

Что помогает таксопаркам выжить?

Главные причины упущенной выгоды в автопарках это простои машин, задолженности и штрафы, износ автопарка и всё, что можно классифицировать как «человеческий фактор». Точкой контроля и шлюзом, через который проходят основные бизнес-процессы, мы сделали момент выдачи автомобиля водителю. Назвали период эксплуатации понятным для таксистов словом «смена». Собственник может самостоятельно настроить продолжительность смены — на сутки, на 12 или 8 часов — как ему удобнее. В заданное время система автоматически создает смену, после чего менеджер должен зафиксировать состояние всех машин.   1. Работа с причинами простоя автомобилей По нашим подсчётам автопарки теряют до 20% прибыли оттого, что автомобили простаивают, но сколько точно не знают даже владельцы. Поэтому как только открывается смена, у менеджера есть два варианта: выдать смену или зафиксировать простой. Зная длительность простоя, можно рассчитать ущерб. Фиксируя причину по каждому простою, можно сделать сводный отчёт и понять, на чём теряешь больше всего. Если больше простоев из-за того, что не хватает водителей, нужно подавать объявление о наборе. Если машина регулярно ломается, следует подумать о качественном ремонте. Статистика по ремонтам, поможет определить во сколько обходится содержание каждого автомобиля.   2. Своевременный сбор задолженностей Ещё 15-20% прибыли теряются на задолженностях. Задолженности складываются из неоплаченных смен, штрафов ГИБДД и повреждений, полученных в ДТП. Ситуацию когда водитель не оплатил аренду нужно исключить. Если у водителя недостаточно средств на лицевом счёте, то ему нельзя выдать автомобиль. Хорошо, что расписки и устные обещания внести система не принимает. Штрафы в автопарки приходят пачками, а найти ответственного непросто. У нас сразу известно кто и когда использовал машину. Как только приходит уведомление о штрафе, на водителя автоматически создается задолженность и бухгалтерия выставляет ему счёт. Деньги удерживаются в момент оплаты за аренду. Не оплачен штраф — не получишь автомобиль. Таким же образом нужно работать с ущербом после ДТП. А водителей, которые регулярно приносят убытки (подвергая опасности здоровье и жизнь клиентов), не допускать до смены и зачислять в «Реестр негодяев».   3. Исключение неадекватных водителей Необходимость вести «Реестр негодяев» вызвана положением в отрасли. Зарабатывать в такси всё сложнее, профессиональные таксисты ценятся на вес золота, а неквалифицированных кадров с «тёмным прошлым» стало больше. Оптимальный вариант, когда владелец автоматически получает данные по водителю из сервисов ФМС, ФССП и ГИБДД, Если у арендатора недействителен паспорт, если на нём большие долги или лишение прав, не стоит дожидаться проблем на дорогах. Может показаться, что в основе нашей идеи недоверие к водителям, но это не так. Собственник должен повышать не только выручку, но и лояльность арендаторов. Если причина простоя — поломка автомобиля и половину смены таксист провёл в сервисе, деньги за этот период не снимаются. Выплату задолженности по штрафам и ремонтам можно настроить в рассрочку.  
 

Оказывается, в двух шагах от лидеров рынка есть свободные ниши

Выводы, которые можно сделать из нашего опыта, могут показаться тривиальными, но это работает.  
Чтобы найти идею с хорошими рыночными перспективами, необязательно ориентироваться на лидеров и создавать очередную копию Uber. Бывает, что в двух шагах от общеизвестных гигантов есть свободные ниши, где вас ждут.
  Не откладывайте воплощение идей, дожидаясь когда дела пойдут лучше. Ни один ИТ-предприниматель не работает в полном одиночестве. Рядом с вами есть другие участники рынка. Изучайте, что делают они. Кооперируйтесь. Развивайтесь вместе.  
 
2017  

Система управления автопарком на Бипиуме: от идеи, до выхода на рынок

Компания «Современные системы автоматизации» построила на Бипиуме систему управления автопарком «Таксиум». Решение предназначено для автопарков, сдающих автомобили в аренду таксистам. С его помощью автопарки наводят порядок во взаимоотношениях с арендаторами, устраняют причины упущенной выгоды, контролируют состояние машин.

Издание о технологиях и бизнесе Rusbase опубликовало материал Романа Рубцова, руководителя проекта «Таксиум», где он рассказал как Бипиум помог довести идею до реализации.

Заказы или машины? Две бизнес-модели такси

Говоря о работе такси, обычно смешивают две самостоятельные бизнес-модели.

  • Первая модель позволяет зарабатывать на заказах. Диспетчер или агрегатор собирает информацию от клиентов и передаёт её водителям. На каких автомобилях будут выполняться заказы для бизнеса несущественно.
  • Во второй модели основой бизнеса является автопарк, который используется для перевозки пассажиров. В этом случае неважно откуда поступает заказ на автомобиль.

Чтобы понять, что это два разных бизнеса, российским таксистам пришлось пережить много перемен. Лет 10-15 назад рынок такси состоял из множества местных игроков. Это были диспетчерские службы без машин или таксопарки со своими машинами и диспетчерами.

Перемены начались когда рынок заказов поделили между собой крупные федеральные сети «Лидер», «Везёт», «Сатурн» и «Максим». А окончательная трансформация произошла в последние два года, когда в регионы пришла большая тройка онлайн-агрегаторов «Яндекс.Такси», Uber и Gett.

Работа локальных диспетчерских стала нерентабельной, поскольку львиную долю заказов забирают интернет-агрегаторы и федеральные сети. Отдельные диспетчерские выживают, сократив штат своих операторов и используя услуги аутсорсинговых колл-центров. Думаю, что те из них, кто не набрал больших долгов по кредитам, найдут свою нишу и продолжат работать дальше.

Не выдержал конкуренцию? Давай партнериться

Таксопарки с собственными машинами тоже оказались перед выбором. Часть таксопарков стала партнерами Яндекса и Gett. Но партнерство с агрегаторами означает следование их демпинговой ценовой политике, что уже не один раз было причиной недовольства таксистов. Поэтому многие таксопарки выбрали другой путь — сдачу автомобилей в аренду.

В большинстве случаев эти машины остаются в сфере такси. По моей оценке 2/3 клиентов таких автопарков — таксисты. Остальные это службы доставки пиццы и суши, торговые представители и другие арендаторы, чья работа связана с постоянным передвижением по городу. Есть запросы от физических лиц, но, как говорят наши клиенты, они менее интересны.

Сдавать автомобиль таксисту выгодно, потому что это всегда долгосрочные арендные отношения, машина нужна для работы каждый день, а значит будет меньше простаивать.

Своя мотивация арендовать автомобиль есть и у таксистов. Если судить по прибыли, то выгоднее работать на своей машине. Средняя стоимость аренды у нас в Томске и в Новосибирске больше 1000 рублей в сутки. В Москве, конечно, дороже, хотя столичные автопарки стараются не завышать цены и привлекают клиентов акциями.

Но кроме денег есть другие факторы. Наезжая по 10 000 километров в месяц таксист медленно и верно «убивает» свою машину. Придется брендировать её цветами и логотипом фирмы, а это тоже многим не нравится. Есть чисто психологическая мотивация, что семейную машину нельзя использовать как станок для работы. Если автопарк предлагает автомобили в удовлетворительном состоянии, на газовом топливе, на 12 часов в сутки (а больше работать не хватит сил), то почему бы не попробовать?

Пример цифрового неравенства

Мы пришли в отрасль в 2012 году, когда начали внедрять диспетчерскую программу «Такси-Мастер» в службах такси Томска и Барнаула. Передел рынка происходил на наших глазах, и мы обратили внимание на интересную закономерность. Внимание ИТ-бизнеса к работе с заказами несопоставимо больше, чем к автопаркам.

Уже локальные диспетчерские службы успели обзавестись программным обеспечением для приёма, учёта и распределения заказов. Хорошо автоматизированы федеральные сети. Для агрегаторов нового поколения, таких как Яндекс, Uber и Gett, технологии — основа бизнеса. Это готовая цифровая экономика, которая сейчас находится в стадии бурного роста. Выручка только Яндекс.Такси за 2016 год выросла на 27%, а количество поездок на 452%!

Ничего подобного нет в автоматизации управления таксопарками, хотя технологии здесь тоже востребованы. Рентабельность сдачи автомобилей в аренду таксистам напрямую зависит от постоянного контроля за состоянием автопарка. На дорогах случаются нештатные ситуации, арендаторы не всегда бывают добросовестными, а техническое состояние отдельных машин оставляет желать лучшего. Чем больше автомобилей, тем больше денег теряет собственник.

На рынке есть несколько программных продуктов, которыми пользуются самые продвинутые автопарки. Некоторые работают в Excel. Больше половины ведут учёт на бумаге и регулярно несут убытки.

На практике это выглядит так, что владелец бизнеса спрашивает менеджера: «Маша, сколько нам должен водитель Петров?». Маша открывает папку с кучей расписок. Нужную находит далеко не всегда.

Как из автопарков выжимают максимум

У нас появилось желание создать систему, которая поможет бизнесу выжать из автопарка максимум. Для этого следовало разобраться с основными причинами упущенной выгоды. У наших клиентов накопилось много увлекательных историй. Вместе с ними мы стали находить решения типовых ситуаций. Но как создать продукт, если все ресурсы задействованы на других проектах? Один разработчик и аналитик — большее, что мы могли выделить на этот проект.

Идею пришлось бы отложить, но через партнёрскую сеть удалось найти выход. Многие клиенты «Такси-Мастер» работали с телефонией Oktell. Через Facebookузнали, что из Oktell выделился проект «Бипиум», у которого есть собственная платформа-конструктор. Попробовали бесплатную лицензию в облаке.

Первая реакция, когда видишь на мониторе пустое поле без какой-либо структуры, довольно странная, но именно это позволило реализовать наш замысел. Примерно за месяц мы создали все каталоги и справочники для данных, сформировали отчёты по ключевым показателям. Затем познакомились и стали партнёрами с создателями платформы. Над названием думали недолго: если платформа «Бипиум», то пусть продукт будет «Таксиум».

Иногда приходилось экспериментировать. Первоначальная структура была в виде путевого листа, который получают таксисты. По реакции пилотных клиентов стало понятно, что мы ошиблись. Путевой лист в отрасли воспринимается лишь как сопроводительный документ, которым занимается бухгалтерия. Никто не будет платить за его электронную версию. Если бы мы писали систему с нуля, на переработку структуры ушли бы недели, но на платформе-конструкторе хватило нескольких дней.

Что помогает таксопаркам выжить?

Главные причины упущенной выгоды в автопарках это простои машин, задолженности и штрафы, износ автопарка и всё, что можно классифицировать как «человеческий фактор».

Точкой контроля и шлюзом, через который проходят основные бизнес-процессы, мы сделали момент выдачи автомобиля водителю. Назвали период эксплуатации понятным для таксистов словом «смена». Собственник может самостоятельно настроить продолжительность смены — на сутки, на 12 или 8 часов — как ему удобнее. В заданное время система автоматически создает смену, после чего менеджер должен зафиксировать состояние всех машин.

1. Работа с причинами простоя автомобилей

По нашим подсчётам автопарки теряют до 20% прибыли оттого, что автомобили простаивают, но сколько точно не знают даже владельцы. Поэтому как только открывается смена, у менеджера есть два варианта: выдать смену или зафиксировать простой. Зная длительность простоя, можно рассчитать ущерб. Фиксируя причину по каждому простою, можно сделать сводный отчёт и понять, на чём теряешь больше всего.

Если больше простоев из-за того, что не хватает водителей, нужно подавать объявление о наборе. Если машина регулярно ломается, следует подумать о качественном ремонте. Статистика по ремонтам, поможет определить во сколько обходится содержание каждого автомобиля.

2. Своевременный сбор задолженностей

Ещё 15-20% прибыли теряются на задолженностях. Задолженности складываются из неоплаченных смен, штрафов ГИБДД и повреждений, полученных в ДТП. Ситуацию когда водитель не оплатил аренду нужно исключить. Если у водителя недостаточно средств на лицевом счёте, то ему нельзя выдать автомобиль. Хорошо, что расписки и устные обещания внести система не принимает.

Штрафы в автопарки приходят пачками, а найти ответственного непросто. У нас сразу известно кто и когда использовал машину. Как только приходит уведомление о штрафе, на водителя автоматически создается задолженность и бухгалтерия выставляет ему счёт. Деньги удерживаются в момент оплаты за аренду. Не оплачен штраф — не получишь автомобиль.

Таким же образом нужно работать с ущербом после ДТП. А водителей, которые регулярно приносят убытки (подвергая опасности здоровье и жизнь клиентов), не допускать до смены и зачислять в «Реестр негодяев».

3. Исключение неадекватных водителей

Необходимость вести «Реестр негодяев» вызвана положением в отрасли. Зарабатывать в такси всё сложнее, профессиональные таксисты ценятся на вес золота, а неквалифицированных кадров с «тёмным прошлым» стало больше. Оптимальный вариант, когда владелец автоматически получает данные по водителю из сервисов ФМС, ФССП и ГИБДД, Если у арендатора недействителен паспорт, если на нём большие долги или лишение прав, не стоит дожидаться проблем на дорогах.

Может показаться, что в основе нашей идеи недоверие к водителям, но это не так. Собственник должен повышать не только выручку, но и лояльность арендаторов. Если причина простоя — поломка автомобиля и половину смены таксист провёл в сервисе, деньги за этот период не снимаются. Выплату задолженности по штрафам и ремонтам можно настроить в рассрочку.

Оказывается, в двух шагах от лидеров рынка есть свободные ниши

Выводы, которые можно сделать из нашего опыта, могут показаться тривиальными, но это работает.

Чтобы найти идею с хорошими рыночными перспективами, необязательно ориентироваться на лидеров и создавать очередную копию Uber. Бывает, что в двух шагах от общеизвестных гигантов есть свободные ниши, где вас ждут.

Не откладывайте воплощение идей, дожидаясь когда дела пойдут лучше. Ни один ИТ-предприниматель не работает в полном одиночестве. Рядом с вами есть другие участники рынка. Изучайте, что делают они. Кооперируйтесь. Развивайтесь вместе.

2017  
Ранее Ctrl + ↓